Оставьте заявку на бесплатный расчет стоимости
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Нравится блог?
Еще больше интересного в вашей почте. Осталось подписаться.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Керамическая плитка ручной работы

Интервью с руководителем мастерской Hometile
Андрей Осинин
Руководитель мастерской Hometile
Клиенты часто задают нам вопросы, где купить тот или иной декор, оригинальный отделочный материал, мебель. Специально для вас мы создали Лигу уютных компаний или просто «ЛУК».

Будем приглашать представителей разных компаний, которые делают наши дома уютнее, а быт удобнее.

Сегодня мы поговорили с руководителем мастерской Hometile, Андреем Осининым, чтобы узнать, почему люди все чаще выбирают плитку ручной работы для оформления интерьера. А заодно расспросили его о том, как делают такую плитку, как определить бракованные экземпляры и о чем стоит знать, если вы мечтаете об уникальном декоре.
Почему вы решили заниматься именно керамической плиткой?

Мой брат, Юрий Осинин, занимается керамикой с 2004 года. У него своя мастерская по изготовлению архитектурной керамики, где делают изразцы для печей и каминов, фасадную плитку, гончарные изделия. Я стал работать вместе с ним в 2010 году. Идея производить керамическую плитку для интерьеров возникла в 2015 году. Дело в том, что клиенты стали все чаще интересоваться этим продуктом. После того, как мы выполнили несколько небольших частных заказов, стало понятно, что нужно думать о создании нового направления.
В то время многие небольшие компании изготавливали плитку ручной работы попутно с производством других керамических изделий. Однако в Москве и Санкт-Петербурге было всего по одной специализированной мастерской. Тогда как в США и Европе работают целые фабрики, которые ежемесячно выпускают сотни и тысячи квадратных метров плитки ручной работы. Мы увидели, что эта ниша в России пустует, и не упустили свой шанс.

Время показало, что мы все сделали правильно. Главный тренд последнего десятилетия — персонализация интерьера, поэтому спрос на декор ручной работы постоянно растет. Люди все чаще хотят что-то необычное в отделке помещений, что-то эксклюзивное по цвету, форме и внешнему виду в целом.

Сейчас в мастерской Hometile работают четыре человека. Один занимается заготовкой глины и изготовлением плитки в сырце, второй — глазуровкой и подготовкой плитки к загрузке в обжиг, третий — разгрузкой печи и контролем за производственным процессом, четвертый — продвижением бизнеса.
Кто заказывает плитку ручной работы?

У нас ушло около четырех месяцев на разработку первых коллекций: на поиск оптимальной технологии, определение цветовой палитры, рисунков и форм. Мы делали пробники, фотографировали, оформляли каталоги. Сделали рассылку по дизайнерам, и тут нам крупно повезло.

Среди специалистов, которым мы отправили свои каталоги, оказался дизайнер, участвующий в программе «Дачный ответ» на НТВ. Он как раз искал уникальную плитку для своего проекта — интерьера в средиземноморском стиле. Мы сделали для него арабески трех разных цветов и прославились. На плитку пошли постоянные заказы.

Мы работаем и с дизайнерами, и с частными лицами, причем доля тех и других примерно одинакова. Честно скажу, с дизайнерами работать намного легче. Они точно знают, чего хотят, и четко формулируют задачу. Частные заказчики зачастую не понимают, что им нужно. Они не представляют, как форма и цвет плитки впишутся в интерьер, поэтому работы затягиваются из-за необходимости тестирования нескольких вариантов.

Чаще всего плитку ручной работы заказывают для кухонных фартуков и для отделки стен в душевых кабинах. Еще мы изготавливаем напольную плитку, различные декоративные элементы для украшения интерьера, фасадную плитку.

Самые запоминающиеся заказы — они же и самые необычные. Например, мы делали плитку для оформления витрины площадью 10 м². в крупнейшем универсальном магазине Санкт-Петербурга, ДЛТ. Было сложно из-за сжатых сроков — всего три недели с учетом согласований и создания пробных образцов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Витрина ДЛТ и наша плитка ручной работы. Как это получилось? ⠀ Каждый год крупнейшие универмаги мира обновляют свои витрины и @dlt_spb не исключение. Прямо сейчас можно увидеть в самом модном универмаге Санкт-Петербурга невероятные инсталляции, напоминающие творения великих художников. ⠀ За несколько месяцев до открытия витрин с нами связались из ДЛТ и не рассказывая своих грандиозных планов, просто обозначили свои предпочтения на производство плитки. ⠀ Мы были счастливы только от того, что нам позвонили из самого стильного места в городе, а когда был уже оформлен заказ - нами овладел шок. Чешуя для ДЛТ? Это не сон? Интересно, где планируется её монтаж? ???? Именно такие вопросы нам приходили в голову ???? ⠀ Когда мы завершили производство плитки и отвезли её в универмаг, нашему любопытству не было предела. Единственная информация, которая у нас была - "Будут витрины". Никто не знал про какие витрины идёт речь. ⠀ Долгие дни и недели ожидания, прогулки по ДЛТ в поисках места для нашей плитки и миллион предположений – завершились в начале сентября. Ожидание того стоило! ⠀ По мотивам картины Сандро Боттичелли «Рождения Венеры» была создана инсталляция с нашей плиткой. Эта настолько красиво, что сложно передать словами, поэтому мы очень советуем всем посмотреть на это в живую при первой возможности. К тому же, у них все витрины какой-то космос! ⠀ Спасибо за доверие @dlt_spb ❤️ ⠀ #длт #dlt #dltspb #длтспб #плиткаручнойработы #плитканазаказ #мастерскаякерамики #ручнаяработа #дизайнинтерьеров #дизайнермск #дизайнерспб

Публикация от Плитка ручной работы (@hometile.studio)

Больше всего мы любим заказы, где нас «заставляют» придумывать что-то новое. Яркий пример — реплика английской антикварной плитки. Нам прислали образец с рельефом и изумрудной глазурью-«кракле». Мы долго делали пробники, искали нужный цвет. В итоге получилось очень красиво, заказчик был в восторге.
Правда, что плитка ручной работы намного дороже фабричной?

Если мы рассматриваем плитку, которую выпускает фабрика с поточным производством, например, Adex, то да, она будет дешевле в 2−3 раза. Но речи о какой-либо уникальности здесь не идет.

Есть испанские и итальянские фабрики, которые занимаются изготовлением плитки вручную, просто у них большие производственные площади и много персонала. Плитка у таких компаний будет дороже примерно в полтора раза, в том числе, за счет транспортировки. Ждать ее придется дольше, ведь ее тоже делают под заказ. А еще мы регулярно проводим акции, например, сезонные, или распродаем остатки с хорошими скидками.

Как вы придумываете плитку?

Мы следим за тенденциями, анализируем коллекции мировых производителей и, конечно, слушаем своих заказчиков, которые помогают нам создавать новые формы и оттенки. Например, в прошлом году был настоящий бум на «чешую» — ее очень много заказывали. В моду вошел цвет морской волны, так что нам удалось отработать сразу несколько оттенков бирюзовой глазури.

Сейчас мы выпускаем три коллекции:

Терра. В ней представлены три вида плитки: квадратная, шестиугольная и квадратная с рельефным рисунком. Для коллекции характерна нарочитая грубоватость, которая достигается за счет неровной лицевой поверхности и необработанных краев.

Доминанта. Аккуратная, ровная и гладкая плитка интересной геометрической формы — «чешуя», «арабески», «ромбы», «вьюны».
Акант. Коллекция плитки, расписанной вручную. На одной плитке может быть нанесена часть орнамента, законченный рисунок или практически полноценная картина.
По идее, мы можем изготовить плитку по фотографии, все зависит от вида плитки. Если вы увидели какой-то интересный антикварный образец или вам понравилась необычная плитка на сайте итальянского производителя, мы сможем вам помочь.

Если вам меняли трубы в ванной и разбили несколько плиток, которые вы покупали 10−20 лет назад, — сделать аналог не получится. Во-первых, возможности технологии ограничивают размеры — не более 25×25 см. При обжиге более крупная плитка деформируется: выгибается или закручивается винтом, появляются трещины. Во-вторых, имитация мрамора, малахита или структуры дерева — тоже задача для нас пока невыполнимая.

Однако всегда можно найти компромисс и создать плитку, которая гармонично дополнит уже имеющуюся отделку.

Как вы добиваетесь такого высокого качества при ручной работе?

Мы используем несколько типов глин в зависимости от задачи, постоянно экспериментируем с составом и цветом. На самом деле, пока не сделаешь пробник, не поймешь, какой результат получится. Нужно сделать не один десяток образцов, чтобы увидеть, как плитка будет вести себя в обжиге, как будет держаться глазурь. Очень важно, чтобы термическое расширение глины и глазури было абсолютно идентичным. Так нам удается исключить трещины на декоративном покрытии и обеспечить его надежную сцепляемость с керамической основой.

Если на фабрике плитку прессуют из глиняного порошка, то мы вырезаем ее из пластичной глины. Экструдер вымешивает глину до равномерного состояния и убирает из нее весь воздух. Если останется хоть малейший пузырек, при нагревании воздух увеличится в объеме и разорвет плитку.

Из готового пласта мастер вырубает плитку с помощью специальных матриц. Потом она сохнет — ждет первого обжига, где становится крепкой и прочной как кирпич. Следующий шаг — нанесение глазури и повторный обжиг, во время которого глазурь припекается к глине.
К качеству плитки мы относимся очень трепетно и тщательно отбраковываем дефектную продукцию. Любой мелкий накол на глазури — это уже брак. Точечка или пузырек — брак, не говоря уже о трещинах.

Первый раз осматриваем плитку на наличие дефектов при разгрузке печи. При упаковке они проходят дополнительную проверку.

У нас еще не было ни одного случая, чтобы заказчику привезли битую плитку. Мы аккуратно ее упаковываем, каждый элемент прокладываем вспененным полипропиленом. При монтаже тоже никаких проблем не возникает. Обычным плиткорезом плитку толщиной 1 см, конечно, не порезать, но дисковый инструмент справляется отлично — без сколов и трещин.

Сколько стоит плитка и как быстро вы справляетесь с заказами?

Цена на плитку из коллекций «Терра» и «Доминанта» варьируется от 11 000 ₽/м². до 18 000 ₽/м². Стоимость расписной плитки «Аканта» ощутимо выше — 45 000 ₽/м²., но и усилий на ее создание тратится намного больше.
Если заказчик хочет необычный цвет, которого нет в нашей палитре, то за подбор цвета придется отдать еще 5000 ₽. По времени разработка нового оттенка занимает неделю. Для плитки с золотосодержащей или другой глазурью, обладающей необычным декоративным эффектом, цена рассчитывается индивидуально.

Сейчас мы можем делать до 50−60 м². плитки в месяц. Кажется, что это немного, но начинали мы вовсе с 10 м². в месяц. Мы постоянно развиваемся, покупаем новое оборудование, тестируем новые методы изготовления, чтобы увеличить производительность и снизить затраты.

Срок изготовления зависит от задачи: какая плитка нужна — стандартная или уникальная, с рельефом или без, с рисунком или без, глухая эмаль или глазурь с переходами от одного тона к другому. Например, 7 м². плитки из нашей коллекции будут готовы максимум через неделю после оформления заказа. На изготовление 1−2 м². плитки по эксплозивному эскизу уйдет 1−1,5 месяца.
В чем плюсы и минусы плитки ручной работы?

Самое очевидное преимущество — вы покупаете то, что вам нужно, а не то, что есть в магазине.

Вы и сами прекрасно знаете, что у заводской плитки очень ограниченная палитра. А у нас уже отработаны глазури 50 основных цветов и около 100 тональных шагов.

Из-за ручного глазурования на каждом элементе образуется свой оттенок. Где-то глазурь легла плотнее, где-то потоньше, что в результате дает акварельный тональный шаг. На плоскости это выглядит невероятно красиво. Плитка из коллекции «Терра» бликует на свету за счет рельефа. В морских оттенках создается эффект живой морской волны. Это и есть самое главное достоинство плитки ручной работы в отличие от фабричной, которая выглядит одинаково и обезличивает интерьер.

Если сравнивать с плиткой европейского производства, то плюсом будет скорость изготовления и доставки на объект.

При желании можно сделать так, что плитку не придется резать — рассчитать фартук, который идеально впишется в нужный размер, и изготовить половинки. В этом случае главное — дать точные габариты фартука и найти квалифицированного плиточника. который четко выдержит ширину каждого шва.

Учитывайте то, что далеко не каждый мастер возьмется за укладку фигурной плитки, потому что это довольно сложная работа, и обходится она недешево. Совсем недавно мы начали делать плитку на сетке. Мы сами ее укладываем по шаблону в матрицу и приклеиваем к сетке. Получаются модули, которые быстрее и проще монтировать, при укладке не теряются швы, сохраняется геометрия рисунка.

А вам нравится такая керамика? Что вы цените больше всего: уникальность или теплоту ручной работы?

Ждем ваши письма по адресу: nikita@kvadrim.ru
Станем вашими проводниками в мире ремонта. Оставьте заявку, мы вам перезвоним.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности